Организации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ПОЛОЖЕНИЕ О разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Программа мероприятий по обеспечению доступности качества образования учащихся с ОВЗ на 2023-2024 учебный год
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год
Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03)
Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021-2022 учебном году (Письмо Минпросвещения России от 27.08.2021 № АБ-1362/07)
СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи - СП 2.4.3648-20 (Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам НОО, ООО и СОО (Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115)
О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
Адаптированная дополнительная общеразвивающая рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура общения»
Адаптированная рабочая дополнительная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Коррекция знаний»
Адаптированная дополнительная общеразвивающая рабочая программа по внеурочной деятельности «Самоделкино»
Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети и с задержкой психического развития и умственной отсталостью (четырёх степеней), дети – инвалиды.
Следует отметить, что такие дети нуждаются в социальной защите, в специальной адаптированной образовательной программе, логопедической и психологической помощи.
Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.
В свете нового закона «Об образовании» осуществляется инклюзивное образование обучающихся. Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Очень важно разработать адаптированную общеобразовательную программу.
Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей ОВЗ.
Программа направлена на решение определённых задач.
Задач много. Но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.
Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:
- психолого-психологическое сопровождение детей ОВЗ;
- стимулирование и поддержка;
- разработка и внедрение;
- развитие профессиональной компетенции учителей.
-
Изюминка инклюзивного образования в том, что
- все дети разные;
- все дети могут учиться;
- есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
- адаптация системы к потребностям ребёнка.
-
Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно - педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование таких процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.
Достичь определённых успехов и результатов в коррекционной работе с детьми ОВЗ, возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работой всего педагогического коллектива ОУ. Общая цель реализуется через систему задач. Цель определяет содержание (коррекционно-образовательную программу). Цель обусловливает результат.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование лиц с ОВЗ, должно стать законодательно закреплённым институтом. Который должен иметь все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определение норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:
- признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
- повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
- изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
- различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
-признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
- признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
-
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|